Данный проект разработан и реализован в соответствии с Национальной стратегией и направлен на организацию работы по психологическому просвещению родителей.
Проект «Психологическое воспитание родителей» направлен на решение проблем, связанных с формированием у детей искажающих психологических установок при прохождении возрастных психологических кризисов из-за ошибок в воспитании, которые приводят в последующем к девиантному, асоциальному поведению молодежи, курению, токсикомании, наркомании, нетрадиционной гендерной ориентации, суициду, радикализму, экстремизму. Родители сами того не понимая, исходя из лучших побуждений применяют неэффективные, а порой разрушающие психику методы воспитания, формы общения с детьми, которые в итоге становятся замкнутыми, агрессивными, неуверенными в себе, тревожными, испытывающими трудности в установлении и поддержании социальных контактов, в обучении и социализации.
Приведем подробнее ошибки в воспитании детей и их последствия:
- непонимание особенностей личности ребенка, его характера способствует развитию замкнутости, неуверенности, социальной оторванности, зависимости;
- неприятие может быть причиной страхов, пониженного тонуса, плохой успеваемости;
- несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям ребенка вызывает отложенные проблемы с выбором жизненного пути, апатию, неприятие действительности, обвинение окружающих в собственных неудачах;
- непоследовательность в обращении с детьми способствует развитию вседозволенности, отсутствия понимания социальных границ, несоблюдения правил и норм поведения;
- негибкость родителей является причиной отсутствия воображения у ребенка, развития в детях авторитаризма, властности, эгоцентричности, болезненной принципиальности;
- аффективность родителей передается детям, которые могут стать раздражительными, тревожными, вечно недовольными, беспокойными;
- тревожность и гиперопека родителей вызывает развитие у детей несамостоятельности, неумения преодолевать минимальные трудности, неуверенности, частого попадания в неприятные ситуации;
- гиперсоциальность родителей воспитывает в детях черствость, неразборчивость в сексуальных связях;
- доминантность в родителях – причина несамостоятельности ребенка, категоричности, агрессивности, тревожности, страхов.
В последующем данные особенности поведения становятся причиной девиантного поведения молодежи – пьянство, алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания, и как крайние формы – суицид, радикализм, экстремизм, терроризм. Психологически неустойчивый человек, тем более, ребенок склонен к асоциальному поведению, его легко приобщить к крайним видам зависимостей (например, наркомания), склонить к преступлению.
Суть проекта заключается в формировании системы психологического воспитания родителей детей младшего школьного возраста. Родители в форме интерактивных бесед с профессиональными психологами в очной и онлайн-форме получили навыки эффективного поведения с детьми, узнали какие именно формы и методы воспитания детей являются причиной выработки у детей негативных разрушающих психологических установок. Родители имеют возможность просматривать специальную подборку материалов по темам, связанным с детской возрастной психологией. Действует телеграм канал "
Родитель плюс ребенок", на котором в ежедневном режиме размещаются материалы, помогающие родителям осваивать эффективные формы и методы воспитания детей.
Поддерживающее и компетентное воспитание детей и психологические установки, вырабатываемые в результате, позволяют детям в будущем легче преодолевать жизненные трудности, повышают уверенность в себе, позволяют проявлять больше творчества, быть гибкими к различным обстоятельствам и ситуациям, социализоваться в позитивном русле.
Участники проекта - родители детей младшего школьного возраста, которые часто жалуются на следующие проблемы: ребенок плохо учится, ленится, у ребенка невнимательность рассеянность, неуправляемость, ребенок не слушается, огрызается, замыкается, испытывает трудности в общении со сверстниками.
Проект реализован командой проекта, которая включает представителей общественного сектора, педагогов, воспитателей, практических психологов.
Для реализации мероприятий привлечены профессиональные психологи, обладающие знаниями и имеющие практические навыки в области возрастной, в том числе детской, психологии, а также педагоги, имеющие значительный позитивный опыт обучения и воспитания и обучения детей.
Реализация проекта освещена в средствах массовой информации КБР. Материалы проекта размещены в сети Интернет: в социальных сетях в мессенджер-группах.
Реализация проекта позитивно повлияла на:
- формирование психологической компетентности родителей детей младшего школьного возраста;
- формирование психологического здоровья, способности к социализации и самореализации детей;
- снижение объема воспитательных затруднений, повышение уровня самооценки и уверенности в своих силах у родителей и детей;
- качественные изменения во взаимодействии родителей и детей;
- повышение успеваемости у детей;
- снижение уровня девиантных проявлений в детской и подростковой среде.
Долгосрочным результатом реализации проекта является снижение уровня девиантности молодежи, асоциального поведения, радикальных проявлений в поведении молодых людей – экстремизма и терроризма.