КБРОО ГАЛАКТИКА
«Содействие снижению уровня девиантного поведения детей через повышение компетентности родителей в области детской возрастной психологии»
2022 год
Описание проекта
Данный проект разработан и реализован в соответствии с Национальной стратегией и направлен на организацию работы по психологическому просвещению родителей.

Проект «Психологическое воспитание родителей» направлен на решение проблем, связанных с формированием у детей искажающих психологических установок при прохождении возрастных психологических кризисов из-за ошибок в воспитании, которые приводят в последующем к девиантному, асоциальному поведению молодежи, курению, токсикомании, наркомании, нетрадиционной гендерной ориентации, суициду, радикализму, экстремизму. Родители сами того не понимая, исходя из лучших побуждений применяют неэффективные, а порой разрушающие психику методы воспитания, формы общения с детьми, которые в итоге становятся замкнутыми, агрессивными, неуверенными в себе, тревожными, испытывающими трудности в установлении и поддержании социальных контактов, в обучении и социализации.

Приведем подробнее ошибки в воспитании детей и их последствия:
  • непонимание особенностей личности ребенка, его характера способствует развитию замкнутости, неуверенности, социальной оторванности, зависимости;
  • неприятие может быть причиной страхов, пониженного тонуса, плохой успеваемости;
  • несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям ребенка вызывает отложенные проблемы с выбором жизненного пути, апатию, неприятие действительности, обвинение окружающих в собственных неудачах;
  • непоследовательность в обращении с детьми способствует развитию вседозволенности, отсутствия понимания социальных границ, несоблюдения правил и норм поведения;
  • негибкость родителей является причиной отсутствия воображения у ребенка, развития в детях авторитаризма, властности, эгоцентричности, болезненной принципиальности;
  • аффективность родителей передается детям, которые могут стать раздражительными, тревожными, вечно недовольными, беспокойными;
  • тревожность и гиперопека родителей вызывает развитие у детей несамостоятельности, неумения преодолевать минимальные трудности, неуверенности, частого попадания в неприятные ситуации;
  • гиперсоциальность родителей воспитывает в детях черствость, неразборчивость в сексуальных связях;
  • доминантность в родителях – причина несамостоятельности ребенка, категоричности, агрессивности, тревожности, страхов.
В последующем данные особенности поведения становятся причиной девиантного поведения молодежи – пьянство, алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания, и как крайние формы – суицид, радикализм, экстремизм, терроризм. Психологически неустойчивый человек, тем более, ребенок склонен к асоциальному поведению, его легко приобщить к крайним видам зависимостей (например, наркомания), склонить к преступлению.

Суть проекта заключается в формировании системы психологического воспитания родителей детей младшего школьного возраста. Родители в форме интерактивных бесед с профессиональными психологами в очной и онлайн-форме получили навыки эффективного поведения с детьми, узнали какие именно формы и методы воспитания детей являются причиной выработки у детей негативных разрушающих психологических установок. Родители имеют возможность просматривать специальную подборку материалов по темам, связанным с детской возрастной психологией. Действует телеграм канал "Родитель плюс ребенок", на котором в ежедневном режиме размещаются материалы, помогающие родителям осваивать эффективные формы и методы воспитания детей.

Поддерживающее и компетентное воспитание детей и психологические установки, вырабатываемые в результате, позволяют детям в будущем легче преодолевать жизненные трудности, повышают уверенность в себе, позволяют проявлять больше творчества, быть гибкими к различным обстоятельствам и ситуациям, социализоваться в позитивном русле.
Участники проекта - родители детей младшего школьного возраста, которые часто жалуются на следующие проблемы: ребенок плохо учится, ленится, у ребенка невнимательность рассеянность, неуправляемость, ребенок не слушается, огрызается, замыкается, испытывает трудности в общении со сверстниками.

Проект реализован командой проекта, которая включает представителей общественного сектора, педагогов, воспитателей, практических психологов.

Для реализации мероприятий привлечены профессиональные психологи, обладающие знаниями и имеющие практические навыки в области возрастной, в том числе детской, психологии, а также педагоги, имеющие значительный позитивный опыт обучения и воспитания и обучения детей.

Реализация проекта освещена в средствах массовой информации КБР. Материалы проекта размещены в сети Интернет: в социальных сетях в мессенджер-группах.

Реализация проекта позитивно повлияла на:
  • формирование психологической компетентности родителей детей младшего школьного возраста;
  • формирование психологического здоровья, способности к социализации и самореализации детей;
  • снижение объема воспитательных затруднений, повышение уровня самооценки и уверенности в своих силах у родителей и детей;
  • качественные изменения во взаимодействии родителей и детей;
  • повышение успеваемости у детей;
  • снижение уровня девиантных проявлений в детской и подростковой среде.
Долгосрочным результатом реализации проекта является снижение уровня девиантности молодежи, асоциального поведения, радикальных проявлений в поведении молодых людей – экстремизма и терроризма.
Необходимость применения новых/дополнительных мер в решении обозначенной проблемы
Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии и полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциала младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В настоящее время воспитательный потенциал современного института семьи в России значительно ослабел. Произошла трансформация представлений о характере взаимодействия родителей и детей.

Снижение социального авторитета семьи и недостаток родительских компетенций привели к тому, что институт родительства реализует свое социальное предназначение в отношении ребенка недостаточно эффективно, родители испытывают затруднения в реализации своей миссии воспитания, развития и социализации ребенка в семье, подготовке его к успешной, имеющей социальную направленность самореализации в обществе.

Всё изменилось в современном мире - отношения учителей и детей, детей и родителей. Новый формат образования требует и нового отношения к детям, и, как показывает опыт, многие родители оказались не готовы к новым формам общения. Методы воспитания детей зачастую остаются авторитарными и не дают положительных результатов. В семье возникают конфликты, родители и дети остаются один на один со своими проблемами, не знают, как поступить в той или иной конфликтной ситуации и где искать помощь.

Воспитание детей родители, сами того не понимая, переложили во многом на детский сад, школу, телевидение, компьютер и т.д., которые не могут в одиночку, без партнерства с родителями воспитать полноценную гармоничную психологически здоровую личность.

Государственные и негосударственные воспитательные учреждения не обладают функцией воспитания родителей. При этом без полноценного родительского участия у ребенка не вырабатываются психологические, моральные и социальные нормы поведения, жизнедеятельности и взаимодействия с другими людьми.

Следует отметить, что отсутствие системности в работе с родителями при наличии значительного, интересного и продуктивного такого опыта в отдельных образовательных организациях значительно снижает эффективность этой работы в нашей републике.

В силу сложившихся объективных обстоятельств отсутствие системности в работе многих учреждений с родителями при наличии значительного, интересного и продуктивного опыта у психологов и общественных организаций значительно снижает эффективность этой работы в Кабардино-Балкарии.

Эффективное воспитание детей и психологические установки, вырабатываемые в его результате, позволяют детям в будущем легче преодолевать жизненные трудности, повышают уверенность в себе, позволяют проявлять больше творчества, быть гибким к различным обстоятельствам и ситуациям.

Все это определяет необходимость участия всего общества и в частности общественных организаций в решении задачи психологического воспитания родителей детей младшего школьного возраста.
Конечная цель и задачи проекта
Цель проекта:

Снижение уровня негативных зависимостей и девиантного поведения детей и молодежи, профилактика формирования у них радикального сознания через повышение психологической компетентности родителей с учетом психофизического и возрастного развития детей, а также гармонизация отношений родителей с детьми, формирование позитивных форм общения на основе психологических знаний и нового опыта, способствующих позитивной социализации детей и молодежи и повышению их способности к образованию и творческому развитию.

Задачи проекта:

  • разработка модели взаимодействия родителей и профессиональных психологов для создания условий развития детей, их социализации, реализации своих способностей;
  • создание совместно с родителями коммуникационной просветительской платформы для их психологического воспитания, особенностях психологического развития детей, в том числе возрастных;
  • разработка и апробирование практики просветительских и консультационных услуг для родителей в области формирования гармоничной детской психологии, особенностей психологического развития детей, в том числе возрастных, в режиме он-лайн на основе современных информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование и развитие психологических знаний в области взаимодействия с детьми , их воспитания (основы семейной и детской психологии, формирование позитивных семейных отношений, умение разрешать споры и конфликты с детьми, формирование ответственной позиции ребенка и родителя);
  • формирование у родителей способности помощи детям в преодолении психологических трудностей (в том числе при прохождении возрастных кризисов);
Целевая аудитория проекта
Целевая аудитория проекта - родители детей младшего школьного возраста Кабардино-Балкарской республики, мужчины и женщины в возрасте от 19 лет, имеющие детей младшего школьного возраста, проживающие в городе Нальчике.

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 –7 до 9 –10 лет.

Результаты проекта
Родители в форме интерактивных семинаров с профессиональными психологами узнали, какие именно формы и методы воспитания являются причиной выработки у детей негативных психологических установок и блоков.

Семинары проведены в городах и районах Кабардино-Балкарской республики.

Проведено более 30 часов бесплатных консультаций родителей и детей с психологами.

Реализация проекта освещена в средствах массовой информации Кабардино-Балкарской Республики, в социальных сетях и мессенджер-каналах.

В результате реализации проекта произошло:
  • повышение психологической компетентности родителей;
  • формирование у детей способности к социализации и самореализации;
  • снижение объема воспитательных затруднений у родителей;
  • позитивные изменения во взаимодействии родителей и детей;
  • снижение уровня ассоциальных проявлений в детской и подростковой среде.
В интерактивных встречах и семинарах приняли участие более 800 родителей детей младшего школьного возраста. Кроме того:
  • 1360 просмотров материалов в группе «Родитель+ребенок» ВКонтакте.
  • 283 просмотра видеоматериалов на Ютуб-канале «Родитель+ребенок».
  • Более 31000 просмотров материалов, размещенных на телеграм-канале «Родитель+ребенок».
Долгосрочным результатом реализации проекта является снижение уровня девиантности молодежи, асоциального поведения, радикальных проявлений в поведении молодых людей – экстремизма и терроризма.
Партнеры проекта
Партнерами проекта выступили:
  1. Министерство просвещения и науки КБР;
  2. Департамент образования местной администрации г.о. Нальчик;
  3. Государственная национальная библиотека КБР им. Т.К. Мальбахова;
  4. МКОУ Лицей №2 г. Нальчика;
  5. МКОУ Школа №1 пгт. Залукокоаже;
  6. МКОУ Школа №6 г. Нальчика;
  7. МКОУ Гимназия №14 г. Нальчика;
  8. МКОУ Школа №28 г. Нальчика;
  9. МКОУ Школа №24 г. Нальчика;
  10. Музей занимательных наук Эйнштейна в г. Нальчике;
  11. АНО "Центр социокультурных проектов "МИРТ".

Долгосрочным результатом реализации проекта является снижение уровня девиантности молодежи, асоциального поведения, радикальных проявлений в поведении молодых людей – экстремизма и терроризма.
Освещение проекта в СМИ
Информационные ресурсы, на которых была размещена информация о ходе выполнения Проекта и его результатах:
Документы проекта
КОНТАКТЫ:

+7 928 075-61-79
zmsh@rambler.ru
360019, КБР, г. Нальчик, ул. Транспортная, д. 3-А

Политика в отношении обработки персональных данных
Made on
Tilda